Программное содержание: помочь детям понять, что здоровье за висит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной; познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользой для организма человека, рассказать о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах; закрепить соблюдение детьми правил питания, чувство меры, правила культурного поведения.
Материал для занятия: картинки с продуктами, овощами, фруктами, ягодам; буквы, обозначающие витамины, письмо, воздушный шар, набор продуктов, подносы, цветные маркеры, шапочки для овощей.
Билингвальный компонент :
яблоко-алма, груша-алмурт, огурец-кияр, помидор-кызанак, лук-пияз, хлеб-нан, рыба-балык.
Словарная работа: витамины, полезная пища, организм человека, белки, жиры, углеводы.
Ход занятия:
Орг. момент:
Дети проходят к своим стульчикам, останавливаются.
Дети: Доброе утро! Солнышко встало и обогрело всех теплотой. Мы своё сердце, для вас открываем!
Счастья, здоровья, удачи желаем! Пусть в мире живёт доброта и покой!
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие я пригласила сказочного героя Баурсака, но он почему-то опаздывает!
Сюрпризный момент: В группу влетает большой воздушный шар, за нитку привязан конверт. На записке написано: «Ребята, извините, пожалуйста. Не могу у вас появиться: у меня болит живот Баурсак».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему с ним приключилась такая беда? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, я тоже думаю, что это от неправильного питания. Знаете, что я вам предлагаю? Мы
поговорим о правильном питании, о том какие продукты полезные, а какие-нет, о витаминах. Мы напишем Баурсаку ответ, чтобы он знал, что надо кушать для нормального развития и роста.
Беседа о правильном питании.
Воспитатель: Тело должно получать с пищей всё, что ему необходимо для жизни. Чтобы помочь телу, надо регулярно кушать. Пища, которую мы едим, должна быть разнообразной, богатой витаминами. Подойдите к первому столу. (Дети подходят к столу и называют продукты, лежащие на столе: колбаса, рыба, яйцо, сосиски, жареная курица). Рыба(балык), курица (тауык), яйцо (жумыртка) -это белки. Они формируют наше тело и поддерживают его в форме. Благодаря белкам человек нормально растёт. Подойдите ко второму столу (На столе лежат картофель, лепёшки, макароны, хлеб, печенье, сахар). Хлеб (нан), сахар (кант)-это углеводы. Они дают энергию, развивают выносливость, благодаря углеводам человек активно работает, двигается, занимается спортом.
Подойдите к третьему столу. (Дети называют: масло, молоко, йогурт, сыр, орехи). Молоко (сут), масло (май)- эти продукты насыщены жирами. Они накапливают энергию, развивают мозг. Когда человек заболевает, то именно энергия жиров помогает бороться с болезнью. Давайте ещё раз назовём вещества, которые так полезны нашему организму: белки, углеводы, жиры. (Дети повторяют). Ребята, а что вы любите кушать? (салаты, фрукты, ягоды, овощи). Почему? (Потому, что в них много витаминов, а они полезны для организма). Давайте, приготовим салат из капусты.
Физминутка «Капустка»: Мы капусту рубим, рубим; мы капусту трём, трём, мы капусту солим, солим; мы капусту мнём, мнём.
Воспитатель: Вот какой полезный и вкусный салат вы можете приготовить, в нём много витаминов. А где живут витамины? (Ответы детей). Да, ребята, вы правильно сказали, витамины живут в овощах, фруктах, ягодах, то есть в растительной пище. Их обозначают латинскими буквами А, В, С, Д. (Буквы написаны на листе формата А 4). Сейчас, я хочу загадать вам загадки про овощи и фрукты.
Дидактическая игра «Отгадай загадки».
1.Красный спрятан корешок, сверху виден лишь вершок,
а подцепишь ловко-и в руках… (морковка) (Витамин А.).
2.Там на грядке вырос куст: слышно только хруст да хруст.
В щах, в солянке густо: это я -… (капуста). (Витамин С).
3.Вот горит костёр нам ярко. Сядем рядом-очень жарко.
А потух огонь немножко-всласть печёная…(картошка). (Витамин В).
4.Всех крупнее и краснее, он в салате всех вкуснее, и
ребята с давних пор очень любят … (помидор). (Витамин В).
5.Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку.
Из плодов он твёрже всех, называется… (орех).
Дидактическая игра «Найди лишнее».
Дети называют все предметы, изображённые на 2-3 плакатах, находят предмет, не подходящий к остальным, и говорят, почему он не подходит: «На плакате овощи, а это транспорт».
Игра «Да-нет».
1.Перед едой надо всегда мыть руки с мылом?
2.Есть нужно в любое время, даже ночью?
3.Надо есть продукты полезные для здоровья?
4.Надо хорошо прожёвывать пищу?
5.Торты надо есть каждый день?
6.А пить надо только лимонад? А может, колу?
7.Полоскать рот после еды-вредно?
А мы с вами повторяем правила питания.
Хороводная игра «Витаминный хоровод».
Дети (идут по кругу, делают движения, говорят слова):
Витамины дружно встали в свой весёлый хоровод Солнце радостно встречали, польку танец танцевали и рассказывали дружно, как живёт их огород…
-Я Лук, я, Чипполино, весёлый, озорной,
простуды и ангины не справятся со мной.
-Я Морковка, рыжий хвостик, приходите ко мне в гости.
-Я свежий и солёный весь пупырчатый зелёный
не забудь меня, дружок,- Огурчик кушай впрок.
-Я толстый, красный помидор. Люблю детишек с давних пор,
я витаминов сундучок, а ну-ка откуси бочок.
-Я и в супе, и в салате, в пирогах я, и в оладьях.
Ты меня попробуй, крошка: я всем нужная Картошка.
-Белая, хрусткая, зовут меня Капусткою.
Вкусная полезная-прогоню болезни я.
-Называют меня Грушей. Я скажу, а ты послушай:
полюбите меня, дети, ведь я полезней всех на свете.
-Я не птичка-невеличка, я полезная. Клубничка.
Кто подружится со мной, не простудится зимой.
«Хороводная-огородная песня»
Итог занятия.
Воспитатель:Ребята, о чём мы напишем Баурсаку в письме?
Дети: О том, что надо больше кушать овощей, фруктов, так как в них много витаминов, которые помогают организму справиться с болезнями.