«Ақмола облысы білім басқармасының Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Пятигор ауылының негізгі орта мектебі» КММ
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок литературы в 3 классе Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени

25.10.2017

Цели: 

·       Совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения.

·       Совершенствовать навыки работы с текстом.

·       Обогащение словарного запаса.

·       Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

·       Раскрыть нравственный смысл произведения.

·       Научить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.

                             Ход урока.

(1 слайд)

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Мы сегодня снова будем c вами  наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

- Повернитесь к нашим гостям и подарите им  и друг другу свои очаровательные улыбки.

- Садитесь, пожалуйста.

А) Мотивация к работе.

- Послушайте, о чём идёт речь в загадке?

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

 А вы, друзья, не бейте нас.

 Что это? ВРЕМЯ.

(2 слайд)

- Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

(3 слайд)

Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.

В) ПРИЁМ «Верные и неверные утверждения»

- Я предлагаю поиграть в игру «Верно ли , что…»

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица.

Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли , что...».

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет,

то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      +

_

+

_

+

+

 

Верно ли, что…

Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.

Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)

Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  (Трамвае)

Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)

Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77 раз.

Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

-Какие вопросы вызвали затруднения?
- На все ли вопросы вы ответили верно, мы сейчас с вами узнаем.(4 слайд)
- Отложите листочки в сторону.

3.Осмысление .
А)Словарно-орфографическая работа.

-В сказке вам встретились незнакомые слова. Давайте узнаем их значения.

Окладистая (борода) – широкая и густая.(5 слайд)

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.(6 слайд)

Ходики – небольшие настенные часы упрощенного устройства с гирями (7 слайд)

Пола, полы – нижняя часть, раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.(8слайд)

 

- А теперь подберите синонимы к словам:

хмурый – (угрюмый, невесёлый)

сберечь –( сохранить, спасти, сэкономить).

-Подберите антонимы к словам:

состариться –(помолодеть)

трудиться – (лениться, бездельничать).

Б) Работа с текстом.

 -Кто был героями сказки?  (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).(9 слайд)

-Какое несчастье их объединило?

Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.
-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? (Всё произошло неожиданно)
- Чтение отрывка про Петю. (с. 77-78) - Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается.)
- Какие слова нам об этом говорят? Найдите в тексте. ( Какой я одинокий, несчастный  старик!..... ). С. 79
- Сожалеет ли Петя о случившемся?
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 82 Маруся Поспелова, Наденька Соколова, с. 83 Вася Зайцев. -

Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? (Остановилась бы жизнь).

-Почему дети смогли победить волшебников? (Нашли друг друга и научились ценить время).

4. Физкультминутка. (видео презентация)

5. Работа в группе.

-Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.

-Выберите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

6. Работа над фразеологизмами. -

В тексте автор использовал фразы, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев, это фразеологизмы , крылатые выражения не имеющие автора. Послушайте внимательно и скажите как вы понимаете эти высказывания:

-пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
-терять время понапрасну/ Бездельничать
- как сквозь землю провалился  / Исчез, скрылся куда-то
- и в ус не дует /Не обращает никакого внимания
- не терять времени даром / не тратить время напрасно

7.Работа в паре.

1 пара.

Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.

2 пара.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
3 пара.

Выделите главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.

- Итак, давайте подведём итог. Чему учит эта сказка? (Не надо терять понапрасну время, нужно учиться, трудиться, а не лениться.)
СЛАЙД  10

Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. « Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек».

Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдётся.

1. Индивидуальная работа

Подумайте и поставьте  крестик  рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у вас. Это будет вашей целью, работать над собой, чтоб достигнуть хороших результатов в учебе.

- почерк стал хуже

- буквы бывают неровными, кривыми

- трудно учить уроки

- много ошибок и исправлений

- долго собираюсь делать уроки

- быстро отвлекаюсь

- трудно выучить стихотворение

- трудно решить задачу

- трудно запомнить условие задачи

- быстро устаю    

 - мне бывает трудно усидеть на одном месте

8. Рефлексия.

Самооценивание по оценочным листам

 

Лист  самооценки

да

нет

1

Все ли я знаю о сказке?

 

 

2

Могу дать характеристику героя?

 

 

3

Правильно отвечаю на вопросы?

 

 

4

Нахожу в тексте нужные отрывки?

 

 

5

Хорошо работал в паре?

 

 

 

Оценка.

 

 

9.Домашнее задание. 

Составить устный рассказ по теме «забавный случай в моей жизни», проиллюстрировать его. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке,

Просмотров: 2536


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст