Повестка дня: рассмотрение локального документа- методических рекомендаций по оцениванию письменных работ учащихся, включенных в программу инклюзивного образования по школе.
Основание: затруднения в проведении текущего контроля и оценивания письменных работ учащихся вышеозначенной категории по русскому языку
Состав педконсилиума: Сейткасимова Г.К., замдиректора по УВР
Чиглинцева Т.А., психолог
Давлеталина Б.К., руководитель МО ОГЦ
Гненюк Н.В., классный руководитель 3 класса
Заболотная Л.А., классный руководитель 4 класса
Бугатаева Ж.С., учитель русского языка и литературы
Ход педконсилиума:
С вводным словом выступила Сейткасимова Г.К. Она ознакомила присутствующих с повесткой дня, а также причинами, обусловившими ее. Необходимость коллективного обсуждения данного вопроса сформировалась в результате неоднократных обращений педагогов школы по поводу проблем с оцениванием работ учащихся: в 3 классе- Байрамова Р, в 4 классе- Гальчука А, в 6 классе- Байрамова Д и Кудрича М. Все эти ученики испытывают значительные затруднения в правописании, обусловленные речевыми нарушениями. Система
специальной помощи обучающимся с нарушениями письменной речи предусматривает индивидуальный подход к детям, у которых наблюдается несформированность определённых операций процессов письма и чтения (дисграфии, дислексии).
Симптоматика речевых проблем учащихся выглядит следующим образом:
Артикуляторно-акустическая дисграфия- ребёнок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме, проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам ибпропускам звуков в устной речи- Кудрич М, Гальчук А.
Акустическая дисграфия- проявляется в заменах букв фонетически близкими звуками, а также в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы – Байрамов Р, Кудрич М, Гальчук А.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза- наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их
чтении, пропуски гласных, перестановки букв, вставки, перестановки слогов. Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова Гальчук А, Кудрич М.
В процессе обсуждения проблемы выступили педагоги. Они представили информацию о состоянии оценивания работ учащихся на
текущий момент. Если использовать стандартные нормы оценивания, то все работы этих учащихся могут оцениваться только на «2». Но ведь все они имеют диагноз ОНР, а проблемы в устной речи определяют наличие проблем и в письменной. Получается, что у этих ребят нет шансов каким-то образом улучшить свою успеваемость. Единственным выходом в данной ситуации, по общему признанию,
является использование индивидуального подхода к оцениванию работ учащихся, т.е. разработку альтернативной системы оценивания в отношении этих детей.
(Были рассмотрены работы Кудрича М, Байрамова Р, Гальчука А).
Далее Сейткасимова Г.К. предложила вниманию присутствующих проект «Методических рекомендаций по оцениванию письменных работ учащихся в рамках осуществления инклюзивного образования» (далее- Рекомендации), разработанный на основе нормативных
документов:
1. «Правила методики аттестации обучающихся специальных (коррекционных) школ» (утверждены Приказом МОН РК от марта 2004 г № 166);
2. Инструктивно- методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» (РФ);
Данное пособие представляет собой методическое руководство по оцениванию письменных работ учащихся и включает разъяснение всех нюансов его осуществления. Предварительно данный документ прошел экспертизу на школьном методическом совете и общим голосованием был рекомендован к использованию в учебном процессе.
Основными положениями Рекомендаций являются:
1. Аттестация вышеозначенной категории обучающихся проводится с учетом сложности речевого дефекта, возможностей данного ребенка.
2. Учитель вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения, предварительно изучив познавательные возможности ребенка, при этом, не допуская искусственного занижения уровня обученности.
3. Детям с нарушениями слуха и с особо сложной структурой речевого дефекта вместо слухового диктанта можно предлагать другие задания, вроде контрольного списывания с пропущенными орфограммами.
4. Специфические (дисграфические) ошибки и нарушения структуры слова: перестановки, добавления и другие, обусловленные дефектом, следует рассматривать в индивидуальном порядке.
В ходе совместного обсуждения разработана стратегия решения проблемного вопроса:
1. Принять предложенный проект как локальный документ для руководства в работе;
2. Оценивание письменных работ учащихся проводить в полном соответствии с данным руководством;
3. Ознакомить родителей с принятыми мерами по данной ситуации;
Председатель педконсилиума: ______________ Сейткасимова Г.К., замдиректора по УВР
С решениями педконсилиума ознакомлены:
________________
Б.К.Давлеталина
________________
Ж.С.Бугатаева
________________
Л.А.Заболотная
________________
Н.В.Гненюк
________________
Т.А.Чиглинцева