«Ақмола облысы білім басқармасының Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Пятигор ауылының негізгі орта мектебі» КММ
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Пятигорское отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка открытого урока по познанию мира в 4 классе по теме "Вода-путешественница"

19.11.2017

Тема урока:

«Вода-путешественница. Круговорот воды в природе»

Цель:  Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе

-развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение работать в группах, уметь обобщать и делать выводы.

-воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок- путешествие.

Методы и приемы: словесные, наглядные, поисковые, работа в группе, наблюдение, практические.

Ход урока
1. Психологический настрой.

Поиск
- Разгадайте загадку,  и вы узнаете, над какой темой мы будем работать на уроке:

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что́ ты такое. Ты

не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Антуан де Сент-Экзюпери
2. Конкретизация
Портрет воды:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда! 

3)Вступительное слово учителя:

Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе. Отгадав мои загадки, вы получите настоящий "портрет" воды.

1. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
2. Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

3.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
4.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лед)

5. Вечером родится,
Ночь живёт, утром умирает. (Роса)  

6. Он из носа самовара, из  кастрюли  и из крана устремляется наверх

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз.  (Пар)

Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед,

все это  ... (вода) 
Только она в разных состояниях.

Вывод:  Поэтому получается, что вода - + (волшебница).
- Прочитайте  тему нашего урока: «Круговорот воды в природе. Вода путешественница» 

4). Постановка целей урока
- Хотите ли вы узнать, что такое круговорот воды в природе?

И почему воду называют путешественницей?
- Кого называют путешественником? (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода - действительно путешественница.
- А сейчас попытайтесь ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого  "Куда девается вода из моря?"

Л.Н.Толстой. Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Как вы думаете: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?  (Дети отвечают на вопросы).

5) Беседа по наблюдениям учащихся:
- Я послушала разные ответы. А как правильно ответить - это задача нашего урока.
- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые).
- Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она?  (Мокрая).
- Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода? 

(Испаряется)  – вывешиваю табличку «Испарение»
- Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит?  (Вода испаряется).
- Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар?

(чайник)

6) Проведение опытов:

-Ребята,  в виде чего бывает вода? (дождь, град, лёд, снег, роса, иней)

Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном.

Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? 
От чего зависят различные состояния воды? (От температуры)

Сейчас мы с вами проведем опыт. 

 Опыт

– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. 
Что происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.) – Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)

– Почему они образовались?  (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)

– Сделайте вывод.  (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)

Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ» 

- Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег - это какое состояние воды?
(Твердое).
- Ой! Куда же он делся?  (Он превратился в воду).
- Почему?  (При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).
- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.

Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода из моря?"
Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край? (Она испаряется).
Капелька воды совершила круг.
- Это явление называется "круговорот воды в природе".
7). Работа в группе
Составление  круговорота воды в природе. (дети работают на листах)
5). Презентация работы в группе.
Схема круговорота воды в природе.
- Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе - это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера).    

6). Физминутка
Представьте себе, что в школе идут соревнования по фигурному катанию и каждый должен показать свои выступления, чтобы занять призовое место. Дети показывают катание на коньках.

7). Закрепление нового материала.
- В каких трех состояниях находится вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном).
- Так как же происходит круговорот воды в природе? Давайте повторим и закрепим это вместе с Капитошкой (чтение текста детьми по абзацам):

Чтение сказки про Капитошку.
Жила когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры 

Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх

- Что произошло с водой в жаркий день?
Летела Капитошка, летела вверх, ветер относил её все дальше и, на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли

- Почему? Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.
- Почему братья и сёстры Капитошки чем выше поднимались, тем больше мёрзли?
Капитошка и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?

- В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой - снег?
Капитошка приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сестрами, снова стала весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капитошка стала ждать, когда же этот момент наступит снова.
- Так как называется путешествие капли? (круговорот воды природе).

8). Охрана воды. - Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)
- Как вы, дети, можете беречь воду? :
- При утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберётся за неделю? А за месяц?

9). Контроль:

- А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.

ТЕСТ

1. Лёд и снег - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.

2. Водяной пар - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.

3. Послушайте текст. Какое явление природы в нем описано?

Поверхность океанов, морей, рек,  испарение воды, водяной пар,  облако, капелька воды:

Это ________________________________ (круговорот воды в природе)

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

10. Рефлексия:
- Понравился вам урок?
- Что интересного о воде вы сегодня узнали?
На капельке отразить свои ощущения от урока (слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.

14. Оценки. Домашнее задание
с.43-45 читать пересказывать

Спасибо за урок!

 

 

Просмотров: 602


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст