Тема урока:
«Вода-путешественница. Круговорот воды в природе»
Цель: Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе
-развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение работать в группах, уметь обобщать и делать выводы.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок- путешествие.
Методы и приемы: словесные, наглядные, поисковые, работа в группе, наблюдение, практические.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Поиск
- Разгадайте загадку, и вы узнаете, над какой темой мы будем работать на уроке:
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что́ ты такое. Ты
не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Антуан де Сент-Экзюпери
2. Конкретизация
Портрет воды:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
3)Вступительное слово учителя:
Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе. Отгадав мои загадки, вы получите настоящий "портрет" воды.
1. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
2. Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
3.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
4.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лед)
5. Вечером родится,
Ночь живёт, утром умирает. (Роса)
6. Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх
А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)
Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед,
все это ... (вода)
Только она в разных состояниях.
Вывод: Поэтому получается, что вода - + (волшебница).
- Прочитайте тему нашего урока: «Круговорот воды в природе. Вода путешественница»
4). Постановка целей урока
- Хотите ли вы узнать, что такое круговорот воды в природе?
И почему воду называют путешественницей?
- Кого называют путешественником? (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода - действительно путешественница.
- А сейчас попытайтесь ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого "Куда девается вода из моря?"
Л.Н.Толстой. Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Как вы думаете: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край? (Дети отвечают на вопросы).
5) Беседа по наблюдениям учащихся:
- Я послушала разные ответы. А как правильно ответить - это задача нашего урока.
- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые).
- Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она? (Мокрая).
- Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода?
(Испаряется) – вывешиваю табличку «Испарение»
- Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит? (Вода испаряется).
- Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар?
(чайник)
6) Проведение опытов:
-Ребята, в виде чего бывает вода? (дождь, град, лёд, снег, роса, иней)
Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном.
Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
От чего зависят различные состояния воды? (От температуры)
Сейчас мы с вами проведем опыт.
Опыт
– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем.
Что происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.) – Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)
– Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)
– Сделайте вывод. (Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)
Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ»
- Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег - это какое состояние воды?
(Твердое).
- Ой! Куда же он делся? (Он превратился в воду).
- Почему? (При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).
- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.
Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода из моря?"
Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край? (Она испаряется).
Капелька воды совершила круг.
- Это явление называется "круговорот воды в природе".
7). Работа в группе
Составление круговорота воды в природе. (дети работают на листах)
5). Презентация работы в группе.
Схема круговорота воды в природе.
- Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе - это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера).
6). Физминутка
Представьте себе, что в школе идут соревнования по фигурному катанию и каждый должен показать свои выступления, чтобы занять призовое место. Дети показывают катание на коньках.
7). Закрепление нового материала.
- В каких трех состояниях находится вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном).
- Так как же происходит круговорот воды в природе? Давайте повторим и закрепим это вместе с Капитошкой (чтение текста детьми по абзацам):
Чтение сказки про Капитошку.
Жила когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры
Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх
- Что произошло с водой в жаркий день?
Летела Капитошка, летела вверх, ветер относил её все дальше и, на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли
- Почему? Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.
- Почему братья и сёстры Капитошки чем выше поднимались, тем больше мёрзли?
Капитошка и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?
- В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой - снег?
Капитошка приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сестрами, снова стала весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капитошка стала ждать, когда же этот момент наступит снова.
- Так как называется путешествие капли? (круговорот воды природе).
8). Охрана воды. - Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)
- Как вы, дети, можете беречь воду? :
- При утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберётся за неделю? А за месяц?
9). Контроль:
- А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.
ТЕСТ
1. Лёд и снег - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Водяной пар - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
3. Послушайте текст. Какое явление природы в нем описано?
Поверхность океанов, морей, рек, испарение воды, водяной пар, облако, капелька воды:
Это ________________________________ (круговорот воды в природе)
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
10. Рефлексия:
- Понравился вам урок?
- Что интересного о воде вы сегодня узнали?
На капельке отразить свои ощущения от урока (слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.
14. Оценки. Домашнее задание
с.43-45 читать пересказывать
Спасибо за урок!